Ошибки дегустации
Процесс дегустации основан на стандартизации работы дегустаторов, что позволяет получать более взвешенный результат. Однако, учитывая индивидуальность каждого дегустатора, существует вероятность влияния внешних факторов в той или иной степени на результаты дегустации. Чтобы минимизировать такое влияние, важно понимать, какие ошибки могут появляться при дегустации и как с ними справляться. Ошибки, в основном, являются психологическими и связаны с нашим предыдущим опытом, выработанной реакцией на определенные внешние параметры, эмоциональным восприятием процесса дегустации.
Рассмотрим основные ошибки дегустации:
- Ошибка ожидания – возникает при предоставлении участниками информации об образцах в количестве большем, чем необходимо, в результате чего дегустаторы начинают ожидать от образцов определенных свойств, дескрипторов и тд. Рекомендуется кодировать образцы нейтрально – например, случайными трехзначными числами.
- Ошибка стимула – возникает при видимых различиях в образцах, или при различиях в условиях дегустации образцов. Например – различный цвет напитка, количество пены на поверхности, температура и т.д. Дегустатор проецирует видимые различия на образцы, и может принять неверное решение о различиях в образцах. Именно поэтому дегустацию рекомендуется стандартизировать, использовать темные чашки, проводить дегустацию при красном освещении и т.д.
- Логическая ошибка – возникает при предположении связи между найденными атрибутами и другими атрибутами, обычно связанными с найденными. Например – темный цвет и большая горечь напитка. Или “5я чашка на столе всегда вкуснее”
- Ошибка снисходительности основана на общем настрое к проводимому тесту, или его организаторам. Желательно привлекать к дегустации нейтральных профессионалов.
- Ошибка ожидания – возникает при определенной реакции других дегустаторов на образцы, например, высказывания или негативную мимику лица. Желательно исключить обсуждение кофе во время дегустации и по возможности, разделить дегустаторов.
- Ошибка расположения – может возникнуть при внешней схожести напитка, например – при выставлении чашек в ряд средняя чашка может чаще восприниматься, как отличающаяся
- Ошибка контраста – возникает при наличии выраженного отличия какого либо параметра в образцах, в результате чего дегустатор может начать преувеличивать различия в образцах в целом. Обратная сторона ошибки контраста – на фоне выраженного различия в одном параметре, остальные различия сглаживаются и не воспринимаются дегустатором, что приводит к неправильной оценке образцов.
- Ошибка уровней сравнения – образец среднего качества на фоне плохого образца может получить более высокие оценки, чем на фоне образца высокого качества. Желательно проводить дегустацию перекрестно, чередуя последовательность образцов.
- Безопасная оценка или усреднение оценки – может возникнуть при недостаточном опыте дегустации, когда участники стараются придерживаться условно среднего уровня оценок, сглаживая различия в образцах. Особенно сильно это может выражаться в группах, когда дегустаторы – новички боятся показать недостаточный уровень профессионализма на фоне остальных дегустаторов. Важно обеспечить спокойную дружелюбную атмосферу для дегустаторов, чтобы избежать страха ошибки.
- Отсутствие мотивации дегустаторов к процессу может также негативно сказаться на результатах дегустации. Желательно, чтобы дегустаторы были заинтересованы в процессе, например, получая новые знания или планируя получить общие результаты в конце дегустации. Мотивация профессиональных дегустаторов, как правило, выше, чем у любителей.
- Ограниченное время – в случае лимита времени на дегустацию, давления со стороны организаторов и тд возможно искажение результатов. Желательно, чтобы время на дегустацию позволяло оценить кофе корректно, с учетом организации по рекомендации. Дегустаторы, безусловно, должны понимать, что кофе быстро остывает и меняется, однако не должны слишком торопиться при оценке кофе.
- Эффект ореола (halo) – проецирование ощущений на все образцы кофе. Например: “эта подборка сортов отличная”, или “все сорта плохие”. Возникает, например, если дегустатор подряд оценивает несколько хороших чашек, позитивные впечатления проецируются на остальные чашки на столе.
Другие термины из справочника
Bugishu, BugisuТвердое ЗерноМошиQ-грейдерLow grownУдельная плотностьCoffee speciesПерколяция (фильтрация)Good Hard BeanТарразуBlade GrinderЗерно в пачментеКофе кремаКоммерческий кофеВозможная прибыльPeruАрабигоСчетчик проводимостиКвакерыКолумбийские МягкиеWater qualitylever machineTriglyceridesПлющениеКобан
Комментарии:
Желаете дополнить? Оставьте комментарий
Будем рады, если поделитесь своим мнением или дополните эту информацию